Радиотехник
|
Руководитель
педагог
дополнительного образования
Бигавнёв
Мрат Габдуллович |
Программа «Радиотехник» научно-технической направленности.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
В современном мире, когда радиоэлектроника проникла во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в наш быт, у детей возникает потребность самостоятельно конструировать радиотехнические устройства и производить ремонт бытовой техники. Педагог ставит перед собой цель — удовлетворить стремление детей к ремонту и конструированию радиотехнических устройств, приобщив их к удивительному миру радиоэлектроники.
Отличительные особенности программы
Программа разработана на основе типовой программы В.Г. Борисова «Кружок радиотехнического конструирования». В нее внесены следующие изменения: первая и вторая темы объединены во вводное двухчасовое занятие. На втором году обучения в тему «Измерительные приборы» добавлены комбинированные цифровые измерительные приборы и не изучается тема «Электронные лампы и их применение», так как современная аппаратура работает на полупроводниковых приборах.
Цель программы: создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, его самореализации в радиотехническом конструировании.
Задачи:
обучающие:
– изучение теоретических сведений по радиотехнике;
– обучение работе с электромонтажным инструментом и измерительными приборами.
развивающие:
– развитие у детей креативных качеств;
– развитие умения пользоваться технической литературой;
– развитие интереса к радиотехническому конструированию.
воспитывающие:
– формировать технологическую культуру;
– воспитывать уважение к людям труда.
Возраст обучающихся
Объединение комплектуются из детей в возрасте 11 – 16 лет с различным уровнем подготовки и наличием опыта. Учебные группы формируются по возрасту и степени подготовки обучающихся. Набор детей может осуществляться до 15 сентября в учебные группы первого года обучения (на основании заявления от родителей или лиц их заменяющих, личного заявления – для детей старше 14 лет). Зачисление детей в группы второго года обучения производится 1 сентября. Численность одной группы 1 года обучения 10 человек, второго года обучения 7-8 человек. Группы первого года обучения рекомендуется комплектовать из детей 12-14 лет, второго года обучения –14-16 лет.
Срок реализации программы
Программа занятий в объединении рассчитана на подготовку детей к самостоятельному конструированию несложной радиотехнической аппаратуры, развитие творческой мысли и рассчитана на 2 года.
Формы и режим занятий
Теоретические сведения сообщаются ребятам в форме познавательных бесед продолжительностью не более 15-20 минут на каждом двухчасовом занятии. Это должны бать именно беседы (а не лекции) с демонстрациями деталей, приборов, опытов, с вопросами и ответами. Большую часть необходимых теоретических знаний дети получают при разборе принципиальных схем планируемых к изготовлению усилителей, приемников, измерительных приборов. Вообще, научить радиолюбителей пользоваться технической литературой, и особенно справочной – одна из важнейших задач.
Выбирая, разрабатывая и монтируя те или иные конструкции, дети должны иметь четкое представление о принципе их действия, поиска и устранения неисправностей. В течение учебного года на сообщение познавательных сведений отводится не более 25-30% общего бюджета времени, остальное время посвящается практической, радио конструкторской работе. Причем практические занятия начинаются раньше, уже с третьего, самое позднее – с четвертого занятия. Промедление с началом практических работ может ослабить интерес ребят к занятиям, вызвать отсев из него. Практическая работа базируется на четком представлении о принципе действия и назначения отдельных элементов схем.
Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по радиотехнике, выполнение монтажных, сборочных и наладочных работ по изготовлению радиоустройств. Содержание теоретических сведений должно согласоваться с характером практических работ по каждой теме программы.
Последовательность прохождения тем может отличаться от указанной в программе, а некоторые темы являются сквозными на протяжении всей программы. К сквозным темам первого года занятий относятся, например, темы «Элементы электро- и радиотехники», «Пайка и приемы монтажа». Теоретические сведения по каждой из указанных тем сообщаются применительно к конкретным практическим работам, выполняемым по другим темам. Тема «Полупроводниковые диоды и транзисторы» в значительной степени также являются сквозной, потому что имеет прямое отношение почти ко всем другим темам программы.
Перечень практических работ не следует считать исчерпывающим; вполне допустимо включение в план работы кружка конструирование приборов и устройств, не предусмотренных программой, но соответствующих той или иной теме.
Как показывает опыт, теоретические знания и практические навыки, приобретаемые учащимися в кружках радиотехнического конструирования, оказываются значительно более широкими, глубокими и разнообразными, чем предусматриваемые программой. Объясняется это тем, что у ребят появляется тяга к познанию непрерывно изменяющейся элементной базы радиотехники, интерес к новизне схемных и конструктивных решений промышленной и любительской радиоаппаратуры.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 2 урока по 45 мин. с 10 минутным перерывом.
Ожидаемые результаты
После первого года обучения воспитанники будут знать:
· Наименование и тип радиодеталей;
· Номинальные и условные обозначения радиодеталей.
уметь:
· Читать простейшие схемы радиоустройств;
· Обращаться с электромонтажным инструментом;
· Работать с паяльником;
· Проверять радиодетали на исправность.
Опыт эмоционально-ценностных отношений:
- устойчивое желание заниматься изучением техники;
- успешное овладение теоретическими и практическими разделами программы;
- понимание своих возможностей и ограничений;
- проявление самостоятельности и упорства в учебно-познавательной деятельности;
- стремление к сотрудничеству с окружающими.
После второго года обучения дети будут знать:
· Правила электромонтажа;
· Принцип работы радиоприемников и измерительных приборов;
· Принцип цифровой записи звука.
уметь:
· Пользоваться измерительными приборами;
· Осуществлять монтаж и налаживание радиотехнических устройств по принципиальным схемам;
· Производить несложные радиотехнические расчеты.
Опыт эмоционально-ценностных отношений:
- стремление к активной самостоятельной трудовой деятельности;
- положительное отношение к труду, людям, технологической среде;
- выработка адекватной самооценки;
- стремление к активной преобразовательной деятельности, рационализаторской работе;
- выработка самодисциплины и самоконтроля;
- самоуважение и умение уважать мнение других при решении совместных задач
Каждое полугодие завершается зачетом по теории и практике. В конце года проводится выставка творческих работ.