"Флот на ладони"
|
Руководитель
педагог
дополнительного образования
Ситников
Андрей Васильевич |
Образовательная программа «Флот на ладони» спортивно-технической направленности. Она ориентирована на подготовку судомоделистов-спортсменов, с учетом требований правил и положений о соревнованиях, проводимых в России по судомодельному спорту. Программа содержит новый, комплексный подход к обучению. В отличие от типовых программ по судомоделированию, в которых изложены общие принципы работы, разработанная программа ориентирована на создание условий для социального, культурного, профессионального самоопределения ребенка, творческой самореализации личности, ее интеграции в системы отечественной и мировой культур. Программа позволяет, используя неисчерпаемые объемы исторического, культурного, патриотического, технического, конструкторского материала о героях-моряках, великих мореплавателях и кораблестроителях, знаменитых кораблях, ориентировать детей в социуме, вырабатывать у них правильную жизненную позицию. Пробуждает интерес к техническим профессиям и стремление к дальнейшему образованию.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Актуальность программы в том, что она, используя потребность детей в техническом конструировании, самовыражении и самоутверждении, естественное желание ребенка сделать своими руками сложную и красивую модель, не только совершенствует навыки ребенка по работе с различными материалами и инструментами, но и развивает личность, помогает ребенку определиться в социуме, воспитывает чувство гражданственности и патриотизма.
Главная идея, которая легла в основу данной программы: в процессе занятий с детьми судомоделизмом привить ребятам любовь к творчеству, воспитать в них гражданскую позицию, сориентировать их в современном обществе, указать ребятам правильные жизненные цели и идеалы. В зависимости от намерений моделиста модель корабля становится произведением декоративно-прикладного искусства, элементом проектирования настоящего судна или спортивным снарядом. Три лика моделизма (искусство, промышленность и спорт) позволяют расширить возможности воздействия на детей. Программа знакомит ребят с лучшими достижениями мировой культуры, историей цивилизации, шедеврами корабельного зодчества. В ходе занятий обучает навыкам конструирования, а так же работы с различными материалами, различными инструментами, чем формирует в детях самоуважение, уверенность в своих силах. Немаловажно и то, что, занимаясь в коллективе единомышленников, воспитывается уважение к труду и человеку труда, самостоятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счет возможности самоутвердится путем достижения определенных результатов в соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую реальность.
Программа использует две системы обучения: рецептурно-подражательную (репродуктивную) и познавательно-творческую. Вторая более эффективна, но без отработанных знаний и навыков невозможно творчество. Поэтому ребята 2 и 3 года обучения могут самостоятельно творчески разрабатывать чертежи модели на основании своих изысканий в исторических источниках, восстанавливая облик легендарного корабля, по немногим сохранившимся фотографиям и историческим документам. Разрабатывая технологии изготовления конструкции, двигательных и управляющих систем модели. Это позволяет каждому ребенку выявить и раскрыть свои творческие возможности, проявить талант, развить свою индивидуальность.
Однако в группе первого года обучения будет преобладать труд воспроизводящий, создающий базу и позволяющий выявить направления наиболее успешного последующего творческого развития.
Особенно важно, для обучающихся 2 и 3 года, использование в процессе обучения современных компьютерных технологий, использование Интернета для поиска информации по истории кораблестроения и всемирной истории флота.
Цель программы: развитие способностей детей к техническому творчеству через занятия судомоделированием.
Задачи программы:
– научить способам плоскостной разметки и разметке объемных деталей;
- научить пользоваться ручным инструментом для обработки деталей из картона, фанеры, древесины, металла, пластмасс;
- усвоить основные судостроительные термины и понятия;
- освоить приемы подготовки моделей к участию в соревнованиях;
- изучить основные Правила соревнований по судомодельному спорту;
- выработать способность решать поставленные задачи в процессе коллективной деятельности (в команде);
- дать исторические сведения о развитии судостроения и мореплавания в России, о подвигах русских и советских моряков;
- формировать чувство патриотизма.
Возраст школьников, участвующих в программе:
Группа 1 года обучения – 11-12 класс.
Группа 2 года обучения – 12-13 класс.
Группа 3 года обучения – 14-18 класс.
Продолжительность реализации программы - 3 года.
Условия приема обучающихся в программу – без ограничений.
Ожидаемые результаты и формы подведения итогов
Дети 1-го года обучения в течение года изготовят 2-3 простейших модели.
Будут знать основы устройства кораблей, общие сведения о героическом прошлом Российского флота. Научатся различать основные типы военных и гражданских судов. Узнают о героических подвигах моряков крейсера «Варяг» и катера МО-3, познакомятся с конструкциями простейших моделей этих кораблей и научатся их изготавливать.
Будут уметь читать чертежи, работать с простейшими инструментами, изготавливать простейшие модели кораблей.
Соревнования для простейших моделей не предусмотрены. Лучшие модели могут быть выставлены на итоговой выставке, могут участвовать в соревнованиях.
Дети 2-го года обучения в течение года могут изготовить до полного завершения одну модель невысокого класса сложности, либо начать постройку модели высокого класса сложности.
Будут знать общее устройство кораблей. Будут иметь более глубокие знания о героическом прошлом Российского флота, его историческом развитии.
Будут уметь читать и самостоятельно разрабатывать чертежи, использовать простейшие технологии изготовления моделей кораблей.
Готовые модели будут принимать участие в выставках и соревнованиях.
Дети 3-го года обучения в течение года изготовят модель высокой степени сложности.
Будут знать. Будут иметь общие сведения о мировом судостроении. Научатся самостоятельно разрабатывать чертежи и технологии изготовления моделей выбранных ими. Изучат их легендарные, боевые биографии. Изготовят модели для участия в соревнованиях.
Будут уметь читать и самостоятельно разрабатывать, использовать более сложные технологии изготовления моделей кораблей.
Готовые модели будут принимать участие в выставках и соревнованиях.
Теоретическая подготовка
Будут знать:
– конструкцию кораблей;
– технологии изготовления сложных моделей кораблей-прототипов российского флота;
– историю мирового судостроения;
– приемы работы спортсменов во время соревнований.
Практическая подготовка
Будут уметь:
Будут уметь:
– читать чертежи;
– разрабатывать чертежи и конструировать сложные модели кораблей.
Специальные умения
Будут уметь:
– применять различное оборудование на соревнованиях;
– изготавливать технологическую оснастку;
– применять: медицинскую и психологическую подготовку.
Опыт эмоционально-ценностных отношений:
- стремление к активной преобразовательной деятельности, рационализаторской работе;
- выработка самодисциплины и самоконтроля;
- самоуважение и умение уважать мнение других при решении совместных задач.