Авиамоделирование
|
Руководитель
педагог
дополнительного образования
Гаврилов
Андрей Юрьевич |
Программа «Авиамоделист» спортивно-технической направленности. Она ориентирована на подготовку авиамоделистов-спортсменов, с учетом требований правил и положений о соревнованиях, проводимых в России по авиамодельному спорту. В отличие от типовых программ по авиамоделированию, в которых изложены общие принципы работы, разработанная программа ориентирована на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профилактику асоциального поведения, профессиональное самоопределение обучающихся.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Авиамоделизм – первая ступень воспитания не только будущих летчиков, но и будущих квалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов, изобретателей и рационализаторов. При стремительном росте науки и техники объем знаний неуклонно растет, появляются новые технологии производства, новые материалы. Моделируя летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями их изготовления, учащиеся познают самые современные, передовые технические решения.
Занимаясь в авиамодельном объединении в течение ряда лет, ребята знакомятся с большим количеством различных материалов и инструментов и таким образом приобретают очень полезные в жизни практические навыки. При изготовлении моделей учащиеся сталкиваются с решением вопросов аэродинамики и прочности, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем. Занятия авиамодельным спортом решают проблему занятости детей, прививают и развивают такие черты характера, как терпение, аккуратность, выносливость, силу воли. Совершенствование авиамоделей требует от обучающихся мобилизации их творческих способностей.
Программа личностно-ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.
Программа по авиамоделизму составлена на основе программы кружков авиамоделистов, вошедшей в сборник типовых программ для внешкольных учреждений (М.: Просвещение, 1988), авторской программы А.М.Ермакова «Авиационное моделирование». (Никулин С.К., Сбежнев А.И. Техническое творчество учащихся – М.: Просвещение, 1995), комплексной программы «Обучение детей разного возраста в лаборатории авиационно-спортивного моделизма» лауреатов III Всероссийского конкурса авторских образовательных программ (М., 1999), образовательной программы по авиамоделизму В.Ф.Тютина, лауреата V Всероссийского конкурса авторских программ (М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003), с учетом собственного опыта работы.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей, конструкторского мышления обучающихся через освоение авиационного моделирования.
Задачи:
– изучить и освоить технологию конструирования авиамоделей,
– изучить и освоить технологию конструирования авиамоделей,
– изучить требования единой спортивной классификации авиамоделей,
– развить технические способности и конструкторские умения, техническую смекалку и профессиональное мастерство при выполнении практических работ, связанных с расчетом, изготовлением, сборкой, отладкой моделей;
– сформировать навыки и умения работы с различными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке материалов, станочным оборудованием;
– обеспечить получение знаний, умений для возможности дальнейшего профессионального роста учащихся;
– подготовить ребят для выполнения разрядных норм по авиамодельному спорту и для выступления на соревнованиях;
– научить действовать коллективно в составе одной команды для достижения высоких спортивных результатов;
– формировать личность творческую и самостоятельную, способную к техническому творчеству;
– воспитывать уважение к труду;
– развивать навыки конструирования и рационализаторства;
– развивать глазомер, быстроту реакции;
– развивать аккуратность, терпение в работе над моделью и освоении знаний;
– развивать волевые качества.
Возраст детей: 11-17 лет.
Срок реализации программы – 3 года по 144 часа в год.
Формы занятий: лекции, беседа, практикум, соревнования.
Режим занятий: групповые и индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю, 2 занятия по 45 минут с 10-минутным перерывом.
Численный состав группы 1 года обучения 10 человек, второго и третьего года обучения - 7-8 человек. Численный состав группы индивидуальной работы от 3 до 5.
Ожидаемые результаты и способы проверки
Теоретическая подготовка
Будут знать:
Будут знать:
– материалы и инструменты;
– историю авиамоделизма;
– приемы работы спортсменов на старте;
– приемы изготовления авиамоделей;
– летную, медицинскую и психологическую подготовку.
Практическая подготовка
Будут уметь:
Будут уметь:
– изготавливать простейшие модели из бумаги;
– изготавливать модели на катапульте, с резиномотором;
– разрабатывать и изготавливать объекты и изделия собственной конструкции;
– проектировать парящие модели по категориям.
Специальные умения
Будут уметь:
– применять различное оборудование на соревнованиях;
– изготавливать технологическую оснастку;
– применять: летную, медицинскую и психологическую подготовку.
Формы подведения итогов программы: устный опрос, выставки, соревнования.
Основные показатели результативности освоения программы
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Уровень усвоения |
Возможное кол-во баллов |
I. Теоретическая подготовка | |||
1.1 Теоретические знания (по основным разделам тематического плана программы) |
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям |
низкий уровень
Ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой |
1 |
средний уровень
Объем усвоенных знаний более ½ |
5 | ||
высокий уровень
Освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период |
10 | ||
1.2. Владение специальное терминологией |
Осмысленность и правильность пользования специальной терминологией |
низкий уровень
Ребенок как правило избегает употребления спец.терминов |
1 |
средний уровень
Сочетание специального уровня и бытового |
5 | ||
высокий уровень
Термины употребляются осознанно и в полном соответствии с их содержанием |
10 | ||
II. Практическая подготовка | |||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям |
низкий уровень
Ребенок овладел менее чем ½ объема предусмотренных умений и навыков |
1 |
средний уровень
Объем усвоенных умений и навыков более ½ |
5 | ||
высокий уровень
Ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой |
10 | ||
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением |
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения |
низкий уровень
Ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием |
1 |
средний уровень
Выполняет работу при помощи педагога |
5 | ||
высокий уровень
Выполняет работу самостоятельно |
10 | ||
2.3. Творческие навыки |
Креативность в выполнении творческих заданий |
низкий уровень
Ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога |
1 |
репродуктивный уровень
Выполняет в основном задания на основе образца |
5 | ||
творческий уровень
Выполняет практические задания с элементами творчества. Конструирование собственных моделей летательных аппаратов в соответствии с требованиями (ЕСК) |
10 | ||
III.Специальные умения | |||
3.1. Применение различного оборудования на соревнованиях |
низкий уровень
Ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога |
1 | |
репродуктивный уровень
Выполняет в основном задания на основе образца |
5 | ||
творческий уровень
Выполняет практические задания с элементами творчества |
10 | ||
3.2. Изготовление технологической оснастки |
низкий уровень
Ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием |
1 | |
средний уровень
Выполняет работу при помощи педагога |
5 | ||
высокий уровень
Выполняет работу самостоятельно |
10 | ||
3.3. Применение летной, медицинской и психологической подготовки |
низкий уровень
Ребенок испытывает серьезные затруднения при выполнении работы |
1 | |
средний уровень
Выполняет работу при помощи педагога |
5 | ||
высокий уровень
Выполняет работу самостоятельно |
10 |