"Очумелые ручки"
Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях в объединении начального технического моделирования.
Направленность программы: научно-техническая.
Дополнительная образовательная программа начального общего образования направлена на формированию у обучающихся интереса к технике, привитие специальных знаний, умений и навыков, необходимых для начального технического моделирования, развитие конструкторских способностей и технического мышления.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить. Являясь наиболее доступными для детей младшего школьного возраста, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
В настоящее время искусство работы с бумагой, картоном и другим несложным поделочным материалом в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала способствует развитию воображения и созидательного творчества. По окончании курса обучения по настоящей программе дети смогут определиться с выбором занятий в других технических творческих объединениях - авиамодельном, судомодельном, радиотехническом, компьютерной грамотности и др.
Отличительные особенности программы
Существующие программы по техническому творчеству младших школьников делают упор на работу детей с конструкторами. Это вполне обоснованно, однако следует учитывать тот факт, что обеспечить детей таковыми нет возможности ни у учреждений дополнительного образования, ни у большинства родителей. В такой ситуации настоящая программа предлагает, как выход из положения, работу с бумагой, картоном, пенопластом и другими бросовыми материалами. Программа личностно - ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.
Занятия вырабатывают такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, учат нестандартно, самостоятельно мыслить, способствуют развитию пространственных представлений, фантазии и воображения, памяти – всего того, что формирует новый взгляд на мир. Использования минимума средств при максимальной выразительности приобщает к целостному видению как конкретной формы, так и проблемы в целом.
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги, картона и другого разнообразного поделочного материала (проволока, баночки, коробочки) с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация). Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей младших школьников через занятия начальным техническим моделированием.
Задачи:
Обучающие:
· формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
· отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
· формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий;
· учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;
· осваивать навыки организации и планирования работы.
Развивающие:
· развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
· развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;
· предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;
· развивать навык нахождения применения выполненного изделия в игровой деятельности.
Воспитательные:
· формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками;
· развивать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
· привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;
· создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Возраст обучающихся
Программа рассчитана на детей от 7 до 11 лет. Учащиеся имеют различный уровень подготовки, социально-культурного опыта.
В творческом объединении комплектуются однопрофильные разновозрастные учебные группы. При комплектации групп учитывается следующие факторы: возраст, уровень знаний (обучения), состояние здоровья.
Группы комплектуются до 15 сентября. Наполняемость группы: 10 человек. Набор детей производится на основании заявления от родителей или лиц их заменяющих.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, 144 часа в год.
Формы и режим занятий
Формы работы с обучающимися: конкурсы, игры, викторины, тематические выставки.
Формы организации учебного процесса:
- учебное занятие;
- индивидуальная работа;
- учебная игра.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность одного занятия 2 по 45 мин с 10 мин. перерывом.
Программа состоит из четырёх блоков.
В информационный блок включены циклы «Введение» и «Материал - бумага». На этих занятиях необходимо четко и доступно объяснить детям правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, предоставить детям информационные сведения об истории и происхождении бумаги, ее свойствах, назначении и применении. Также к этому блоку относятся рассказы об истории происхождения некоторых моделей для творчества, например, («История возникновения техники оригами», «Как летают самолёты», «Традиции празднования Нового года» и др.).
Технологический блок состоит из циклов, раскрывающих технологию работы с бумагой, приемы обработки и способы создания изделий из бумаги в технике: «Аппликация», «Оригами», «Бумагопластика», «Конструирование» (из геометрических фигур) и др. К этому блоку относится изучение технологии использования в поделках проволоки, пластика, коробков и т.д., а также средств и способов соединения различных деталей между собой.
Организационно-воспитательный блок представлен в программе двумя циклами «Праздники и подготовка к ним», «Игры и соревнования». Занятия данных циклов проводятся соответственно тематике праздников и включены в тематический план согласно календарному времени. Он предусматривают занятия, связанные с подготовкой и проведением праздников, посещением выставок, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях. Это дает возможность детям расширить свой кругозор, учиться анализировать увиденные работы, оформление и организацию праздника или выступления.
Проверочно-результативный блок. Для проверки результативности реализации программы и правильного планирования тематики занятий в завершении каждой темы предусмотрены итоговые задания, которые проводятся в виде викторин, соревнований, выставок, коллективных проектов и помогают педагогу проанализировать результаты деятельности. В проверочно-результативный блок входят также занятия по решению кроссвордов, викторин, загадок по тематике технического творчества.
В каждом блоке особое место занимает коллективная творческая деятельность - эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на собственную работу. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают проблему формирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия. Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений co сверстниками, умению договариваться о coдержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки.
Данная программа может быть использована в школах на факультативных занятиях по труду или художественной деятельности, в группах продленного дня, в кружковой работе; по данной программе с успехом могут заниматься как дети с дефектами (речи, слуха, дети различных групп коррекции), так и одаренные дети. Она помогает создать основу для глубокого осмысленного творчества детей.
Ожидаемые результаты
В конце первого года дети должны:
- овладеть практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги;
- уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;
- работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники безопасности;
- уметь четко работать с ножницами, линейкой, циркулем;
- уметь самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами, бумагопластики;
- стараться эстетично оформить творческую работу;
- уметь продуктивно сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися и педагогом.