"Легоконструирование"
Программа «Легоконструирование» научно–технической направленности, уровня начального общего образования, ориентирована на формирование общих умений и способов интеллектуальной и практической деятельности, развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством конструирования.
Новизна, актуальность педагогическая целесообразность программы
Конструирование привлекает детей возможностью воплощать свои фантазии, работать по своему замыслу и в своем темпе, самостоятельно решая поставленную задачу. Работа с деталями конструктора развивает мелкую моторику, способствует развитию пространственного воображения, памяти, тренирует наблюдательность и глазомер. Легоконструирование не имеет возрастных ограничений, дети имеют возможность продолжать занятия данным видом деятельности, усложняя и совершенствуя свои умения в области конструирования и проектирования архитектурных сооружений, механизмов и машин.
Научно-техническое творчество на сегодняшний день является предметом особого внимания и одним из аспектов развития интеллектуальной одаренности детей. На уровне края уже традиционно проводятся состязания по легоконструированию и робототехнике; научно-инженерные выставки, слеты юных техников. Приоритеты в современном обществе и краевая политика, направленная на развитие технического творчества детей и подростков, способствовали созданию и апробации данной образовательной программы «Легоконструирование для детей и подростков», основанной на материалах www.legoeducation.com, http://legoengineering.com.
Цель программы:
Развитие пространственных представлений через конструирование; развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи.
Задачи:
- Учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить отличия и общие черты в конструкциях;
- Закрепить понятия о плоских и объемных геометрических фигурах;
- Учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, плану;
- Организовывать коллективные формы работы, чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы;
- Способствовать приобретению навыков самостоятельной творческой конструкторской и проектно-исследовательской деятельности.
Отличительные особенности программы
Темы для конструирования подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач расширять кругозор ребенка в самых разных областях. Особенность программы является предоставление детям выбирать самостоятельно тот или иной конкретный объект конструирования в рамках схемы. Программа учит детей осмысленному, творческому подходу к техническому конструированию. Содержание программы направленно на приобретение общих умений и способов интеллектуальной и практической деятельности. Данная программа является основой для продолжения обучения по легоконструированию и робототехнике.
Программа предусматривает также обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих, отстающих в психо-физическом развитии), которые нуждаются в щадящем режиме занятий, сопровождении сурдолога, сурдопереводчика, дефектолога. Организация образовательного процесса с этими категориями детей нормируется соответствующими санитарными нормами и правилами.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 6-9 лет.
Сроки реализации программы: 1 год
Ведущим типом деятельности в возрасте 6-9 лет является игра. Поэтому программа нацеливает педагога выстраивать воспитательно-образовательную работу с детьми с активным использованием игровых приемов. В образовательном процессе используются игровые технологии, обучение в сотрудничестве, коллективная творческая деятельность. По окончанию каждой темы проводится занятие с использованием групповой формы – «коллективный проект». Конструировать детям удобнее стоя, при удобной расстановке столов, нужно дать возможность свободно перемещаться и при необходимости садиться. Это даст ребенку возможность не устать, сохраняя физическую активность.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
В результате реализации программы ребенок:
- имеет понятия о плоских и объемных геометрических фигурах и их параметрах;
- свободно оперирует изученными геометрическими и математическими понятиями;
- может конструировать по схеме, плану, условиям. При конструировании использует различные виды крепления, учитывая прочность и устойчивость конструкции.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
1. Презентация творческих работ.
2. Участие в соревнованиях по легоконструированию.