Радиотехническое конструирование
Руководители | |||
|
педагог
дополнительного образования
Смахтин
Александр Иванович |
|
педагог
дополнительного образования
Акименко
Андрей Александрович |
Программа «Радиотехническое конструирование» научно-технической направленности
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Накопленный опыт дополнительного образования определил потребность социального общества в радиоэлектронике и радиоконструировании. В современном мире, когда радиоэлектроника проникла во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в наш быт, у детей возникает потребность самостоятельно конструировать радиотехнические устройства и производить ремонт бытовой техники.
Радиоконструирование способствует расширению знаний по ряду предметов школьной программы, развивает творческие способности, любознательность, изобретательность, воспитывает терпеливость и настойчивость в преодолении трудностей.
Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по радиотехнике, выполнению монтажных, сборочных и наладочных работ по изготовлению радиоустройств. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме программы. Последовательность прохождения тем может отличаться от указанной в программе, а некоторые темы являются сквозными на все время обучения.
Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по радиотехнике, выполнению монтажных, сборочных и наладочных работ по изготовлению радиоустройств. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме программы. Последовательность прохождения тем может отличаться от указанной в программе, а некоторые темы являются сквозными на все время обучения.
Отличительные особенности программы
Образовательная программа создана на основе многолетнего опыта работы педагога дополнительного образования с учетом рекомендаций Типовой программы «Кружки радиотехнического конструирования»,
программы В.Г.Борисова «Радиотехническое конструирование».
программы В.Г.Борисова «Радиотехническое конструирование».
В отличие от типовых программ данная программа больше внимания уделяет исследовательской и проектной деятельности обучающихся в ней перераспределены часы по отдельным темам программы. Связано это с современными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей и имеющейся материальной базой объединения.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей школьников через занятия радиотехникой и радиоконструированием.
Задачи:
- познакомить обучающихся с основами радиотехники и радиоконструирования;
- сформировать умения и навыки работы с различными материалами, инструментами и оборудованием в процессе изготовления несложных радиоэлектронных устройств и работы с технической документацией;
- развивать конструкторские способности детей;
- развивать познавательный интерес к новым направлениям электроники и радиотехники, профессиям, востребованным в этих областях деятельности;
- формировать трудолюбие, порядочность, ответственность, аккуратность.
Возраст обучающихся
Объединение комплектуются из детей в возрасте 11 – 17 лет с различным уровнем подготовки и наличием опыта.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в форме бесед, лекций, семинаров-практикумов, конкурсов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 2 Х 45 минут, с 10 минутным перерывом. Практические занятия по программе могут производиться по подгруппам, индивидуально или со всем составом обучающихся.
В процессе занятий проводятся лекции и беседы по теоретическим и практическим вопросам радиоконструирования и радиоспорта.
Перечень практических работ не следует считать исчерпывающим; допустимо включение в план работы объединения конструирование приборов и устройств, не предусмотренных программой, но соответствующих той или иной теме.
Занятия строятся следующим образом: теоретические сведения сообщаются учащимся в форме познавательных бесед продолжительностью не более 15-20 минут на каждом двухчасовом занятии. Остальное время отводится для практических работ, последовательно соблюдая принцип: «от простого к сложному».
Планируемая практическая работа не является самоцелью. Выбирая, разрабатывая и монтируя те или иные конструкции, учащиеся должны иметь четкое представление о принципе их действия, назначении отдельных деталей, узлов, методике налаживания, поиска и устранения неисправностей.
Обучающиеся сами определяют степень и форму участия в том или ином мероприятии. Руководитель принимает активное участие в проводимом обсуждении, вносит предложения, но не навязывает их. Вопрос об участии в какой-либо выставке или другом мероприятии также должен решаться и осуществляться самими учащимися.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате освоения образовательной программы 1 года обучения обучающиеся должны знать:
1. Принципы работы приборов:
- авометра;
- осциллографа;
- индикаторов;
2. условные графические обозначения радиодеталей;
3. технологию изготовления простых радиоэлектронных приборов;
4. правила безопасности труда.
будут уметь:
1. пользоваться паяльником, сверлильным станком;
2. изготовить соответствующие платы согласно электросхемам;
3. выполнить монтаж простейшего радиоприбора, наладить его и проверить под руководством педагога.
В результате освоения программы 2 года обучения обучающиеся должны знать:
1. Принципы работы приборов:
- авометра;
- осциллографа;
- индикаторов;
2. условные графические обозначения радиодеталей;
3. технологию изготовления простых радиоэлектронных приборов;
4. правила безопасности труда.
будут уметь:
1. пользоваться паяльником, сверлильным станком;
2. изготовить соответствующие платы согласно электросхемам;
3. выполнить монтаж простейшего радиоприбора, наладить его и проверить под руководством педагога.
В результате освоения программы 2 года обучения обучающиеся должны знать:
1. основы радиотехники и электроники;
2. принципы работы приборов: звукового генератора, генератора высокой частоты;
3. технологию изготовления радиоэлектронных устройств на транзисторах и микросхемах, цифровых интегральных микросхемах.
4. правила безопасности труда.
4. правила безопасности труда.
Должны уметь:
1. разрабатывать и собирать схемы различных радиоустройств: радиоприемников, усилителей низкой частоты, измерительных приборов, работать с технической документацией;
1. разрабатывать и собирать схемы различных радиоустройств: радиоприемников, усилителей низкой частоты, измерительных приборов, работать с технической документацией;
2. самостоятельно конструировать радиотехническую приборы, производить их монтаж, наладку и проверку.
К концу второго года обучения обучающиеся испытывают стойкий познавательный интерес к радиотехнике и конструированию, у них сформированы положительное отношение к труду и его результатам, ответственность за порученное дело.
Закончив двухгодичное обучение по программе «Радиотехническое конструирование», учащиеся могут самостоятельно работать по программе индивидуальной работы, в которой учитываются как материально-технические условия объединения, так и увлечения, знания и практический опыт, накопленный ребятами за предыдущие годы занятий. В этот период основное время занятий приходится на практические работы по монтажу радиоконструкций в соответствии с принципиальными схемами и технологией проведения монтажных работ, приданию конструкции эстетического вида, разработке и защите технических проектов.
Результативность учебно-познавательной деятельности учащихся в педагогической деятельности педагога определяется следующими методами контроля:
- наблюдение за практической работой учащихся. Данные такого наблюдения позволяют установить отношение учащегося к учебным занятиям, его сильные и слабые стороны, проблемы в знаниях, осуществить индивидуальный подход к учащимся;
- устный контроль осуществляется путем индивидуального и коллективного опроса при разборе нового материала и повторении пройденного;
- практический контроль – выполнение практических работ, в ходе которых проверяются знания, умения и навыки учащихся, полученные ими на данное время, применение усвоенных знаний;
- самоконтроль, в ходе которого учащиеся самостоятельно находят допущенные ошибки, неточности, намечают способы их устранения;
- участие в городских, краевых и всероссийских выставках, конкурсах, олимпиадах, технического творчества детей и молодежи;
- наблюдение за практической работой учащихся. Данные такого наблюдения позволяют установить отношение учащегося к учебным занятиям, его сильные и слабые стороны, проблемы в знаниях, осуществить индивидуальный подход к учащимся;
- устный контроль осуществляется путем индивидуального и коллективного опроса при разборе нового материала и повторении пройденного;
- практический контроль – выполнение практических работ, в ходе которых проверяются знания, умения и навыки учащихся, полученные ими на данное время, применение усвоенных знаний;
- самоконтроль, в ходе которого учащиеся самостоятельно находят допущенные ошибки, неточности, намечают способы их устранения;
- участие в городских, краевых и всероссийских выставках, конкурсах, олимпиадах, технического творчества детей и молодежи;
Используются основные виды контроля:
- текущий контроль осуществляется в ходе учебных занятий методом педагогического наблюдения за работой учащихся;
- периодический контроль проводится после изучения каждого раздела программы;
- итоговый контроль осуществляется в конце каждого учебного года.
- текущий контроль осуществляется в ходе учебных занятий методом педагогического наблюдения за работой учащихся;
- периодический контроль проводится после изучения каждого раздела программы;
- итоговый контроль осуществляется в конце каждого учебного года.
При изучении результативности образовательного процесса используются следующие формы контроля:
- фронтальный;
- групповой;
- индивидуальный;
- самоконтроль обучающихся.
- фронтальный;
- групповой;
- индивидуальный;
- самоконтроль обучающихся.