ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
педагога дополнительного образования
Ольги Александровны Екимовой
В настоящее время культурное наследие утратило свою ценность, обнищал духовный мир людей. Мои наблюдения показывают, что у современного ребенка ослабло стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:
- телевизор, компьютерные игры, которые окружают детей дома, ограничиваются в основном только развлекательной средой. Только некоторые родители создают дома все условия для развития творческих танцевальных способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится;
- возрастает количество публикаций по танцевальной культуре, журналов, книг по развитию музыкально-двигательного творчества в танце, но в то же время наблюдаются поверхностные знания, слабый уровень развития творческого воображения у детей;
- повышено внимание общественности к воспитанию творческой личности современного человека, но отсутствуют среда, которая творчески развивала бы ребенка.
Танец - это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение для всестороннего развития личности. В танцах заключается большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развития их координации движений рук и ног, пластики исполнения, грациозности, гибкости.
Работая с детьми различного возраста, столкнулась с тем, что творческий потенциал детей требует более широкого развития, углубленной работы над особенностью мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающейся потребности в движении и общении.
Поэтому проблема развития творчества, посредством танца над которой, я работаю на своих занятиях, актуальна.
Таким образом, пришла к выводу, что основной идеей моего опыта работы должно стать - развитие творческих способностей детей посредством танца.
Считаю что, возраст моих воспитанников благоприятен тем, что в это время легко стимулировать детскую любознательность и естественный интерес к танцевальной деятельности: танцу, легко затронуть чувства, развивать фантазию, повлиять на формирование ценностных ориентиров.
Знакомство детей с различными танцами позволяет не только расширить кругозор, но и дает возможность экспериментировать и создавать самому, творить. Связь танцевальных композиций с музыкально-ритмической деятельностью, способствует формированию у детей более глубоких знаний, развивает воображение, музыкальность и ритмичность, помогает усвоить различные комбинации движений, рисунки танца.
Главное в моей деятельности – это совместное танцевальное творчество с детьми. Детское танцевальное творчество – это отражение впечатлений, полученных в жизни, выражение своего отношения к образному исполнению, полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Творчество детей проявляется в развитии способностей к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передачи своих мыслей, переживаний, чувств.
Развитие творческих способностей в хореографической деятельности современные учёные рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира (природного и социального). Основной показатель детского творчества субъективность новизны открытий. Творческая деятельность дошкольников отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особые удовольствия подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата. Увлёкшись поиском, дети обязательно закончат его положительным результатом.
В своей деятельности опираюсь на труды таких авторов, как Е.В.Горшкова «От жеста к танцу», С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика», А.В.Буренина «Ритмическая мозаика», О.А.Апраскина «Музыка в воспитании творческой личности», В.Ю. Никитина «МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЕЦ История. Методика. Практика».
По их мнению, необходимо как можно раньше побуждать детей к творчеству, развивать творческие способности в процессе обучения. Отличительной чертой этих программ является их продуктивная направленность, то есть направленность на формирование у детей способностей к танцевальному творчеству. Методика занятий по танцевальному творчеству, предусмотренная в этих программах, отличается значительной новизной.
Знакомство с этими программами привело меня к мысли о необходимости комбинировать их для более успешного решения основной задачи моей работы – развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Хореографическое искусство обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы в совместной танцевально – творческой деятельности. К ним относятся способность к самостоятельности, инициативе, творчеству, умение сотрудничать и взаимодействовать.
Основной целью моей работы является системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитание любви и интереса ко всем видам танцевально-творческой деятельности.
Для достижения цели я определила следующие задачи:
· Развивать творческое воображение, мышление посредством музыкальных образов.
· Побуждать детей выражать свои впечатления в танцевально-творческой деятельности.
· Побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества, через импровизацию в танце.
· Приобщать родителей к совместной танцевально-творческой деятельности, через занятия, праздники, развлечения.
Основные принципы, которые легли в основу моей деятельности:
Принцип целенаправленности. Цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития танцевально-творческих способностей.
Принцип систематичности и последовательности. Работу по развитию танцевального творчества велась в определённой системе и последовательности.
Принцип доступности. Использовала различные формы и методы работы с детьми: открытые занятия, ритмические игры, дидактический материал, танцевальные миниатюры и другие формы работы.
Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяла ведущие цели обучения для формирования у детей: познавательной, воспитательной, развивающей среды; интереса к различным видам танцевальной деятельности, развитии творческих способностей.
Принцип адаптивности. Методы творческого развития детей в танцевальной деятельности применялся в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Принцип прочности. Старалась реализовывать требования вышеперечисленных принципов, повторяла и закрепляла полученные знания, формировала умения и навыки, применяла их на практике.
В своей работе использую и реализую современные педагогические методы и технологии такие как:
· словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.)
· наглядный метод (выразительный показ под счет, с музыкой.)
· практический метод (многократное выполнении конкретного музыкально-ритмического движения)
· игровые технологии (речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире)
· здоровьесберегающие технологии (системность, поэтапность, конкретные и доступные для выполнения задач; сохранение рекомендуемых норм занятий; распределение физической нагрузки; проветривание)
· личностно-ориентированный подход (используется для способа организации общения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей учащихся, создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей).
По результатам проведённой работы ожидается повышение уровня развития творческих способностей детей.